среда, 21 марта 2012 г.

История дизайна: ключевые моменты

Найти системный подход к изложению истории дизайна интерьера достаточно сложно. С какого момента можно начать ее отсчет? Может быть, с иероглифического письма в пещерах первобытных людей? Или с древних египтян и с их экстравагантно оформленных могильных склепов? Для каждого заселенного людьми региона Земли, каждого этноса, каждой культуры, религии, страны, исторической эпохи или периода можно выделить характерные стили интерьера.
Иногда стили плавно эволюционируют; иногда смешиваются по причинам геополитического свойства, органично взаимопроникая друг в друга и переходя в новое качество; бывает, они подолгу прозябают в забвенье, возрождаясь спустя столетия в другом контексте; а пророй нам кажется, что мы стали счастливыми свидетелями и современниками рождения чего-то сверхоригинального, которое при внимательном изучении оказывается реинкарнацией хорошо забытого старого…

Ясно одно: представить историю человечества отвлеченно от истории дизайна, и дизайна интерьера в частности, невозможно. Людям всегда хотелось жить комфортно и окружать себя красивыми вещами! Время шло, каноны красоты и моды менялись, но человек никогда не утрачивал этого желания. Декоративные интерьеры существовали и в Древнем Египте, и в античном мире, и даже у коренных жителей Америки – индейцев. Тем не менее, некоторые события, определившие парадигму эволюции декоративного искусства, определенно являются в истории дизайна интерьера ключевыми.

Термин «дизайн» появился давным-давно. Дизайн (от англ. design – замысел, проект, чертёж, рисунок), термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн – художественное конструирование. [См. Российский энциклопедический словарь.] На поверку дня оказывается, что установить точную дату возникновения такого феномена, как «дизайн» нелегко. Сложно себе представить дизайнера в грязных лохмотьях и с дубиной в руках; тем не менее, неоспоримо, что, как только у человека появились орудия труда, у него тот час возникла потребность сделать свой инструмент более удобным, симпатичным и функциональным. Уже в античные времена на философских диспутах обсуждалась тема оптимального соотношения между полезностью и эстетической ценностью предметов быта. Считается, что именно этот момент следует считать датой рождения дизайна как отрасли человеческой деятельности.

Эту проблему поднял еще древнегреческий философ Сократ (ок. 469–399 до н.э.) в диалогах, дошедших до нас в воспоминаниях и пересказе его учеников Платона и Ксенофонта. Сократ считается одним из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов (т.н. сократический метод). Беседы Сократа были построены в форме вопросов и ответов: Сократ притворялся невежественным в обсуждаемом предмете и начинал расспрашивать о нем своего оппонента. Полемика завершалась тем, что после всестороннего рассмотрения темы путем ответов на глубоко продуманные и в правильной логической последовательности заданные вопросы оппонент полностью изменял свое мнение на противоположное. Познакомившись с диалогами Сократа, можно найти ключ к пониманию античной концепции дизайна интерьера. Примером может служить полемический диспут о красоте и пользе.

Из вышесказанного следует, что Сократа логично назвать первым авторитетным экспертом в области потребительской ценности товара – несомненно, самой актуальной для теоретиков современного веб-дизайна проблемы. Как бы там ни было, идеи, озвученные в названной беседе, можно принять за основу теории дизайна как прикладного вида искусства.

Этапные вехи концептуального развития теории и практики дизайна интерьера



Ренессанс

Одним из них стал итальянский Ренессанс. В эпоху Возрождения (прибл. XIV–XVI вв.) искусство переживало бум. Одной из породивших его причин стал рост благосостояния так называемого третьего сословья. Богатые дельцы хотели, чтобы отделка их комнат была одновременно и стильной, подчеркивая состоятельность хозяина, и функциональной. Интерьеры скрупулезно продумывались до мельчайших деталей и богато декорировались. Кроме того, именно в этот период утратила доминирующее значение в декоративном искусстве настенная живопись – фреска. Третье сословье стало вести более динамичный образ жизни, переезжать из одного города в другой, покупать новые дома. Они хотели вкладывать деньги в произведения искусства, которые можно было бы увезти с собой. Поэтому на смену фреске пришла масляная живопись и другие, более компактные и мобильные, формы.

Промышленная революция

Следующим ключевым этапом в развитии прикладного дизайна стала промышленная революция. В мировой истории начало промышленной революции связывают с изобретением эффективного парового двигателя в Англии во второй половине XVIII века. Этот период положил начало демократизации дизайна. Благодаря развитию массового промышленного производства предметы декоративно-прикладного искусства стали более доступны среднему классу, и дизайн интерьера перестал быть хобби и прерогативой только одной элиты общества.

Общество поощрения промышленно-торговых искусств

По инициативе прогрессивных художников Великобритании Английское общество искусств в 1836 г. преобразовывается в Общество поощрения промышленно-торговых искусств (The Society of Encouragement of Art of a Manufactory and Commerce). В 1849 году начинается издание первого журнала по истории дизайна интерьера под названием World Journal of Design.

Публикации этого журнала помогли инженерам и дизайнерам осознать внутреннюю логику процесса эстетической эволюции предметов материальной культуры. Девизом журнала стал принцип «сначала создать удобную форму, а затем придать ей эстетический вид». Воплощение этого принципа в жизнь привело к возрастанию в прикладном дизайне роли орнамента. Для этого периода было характерно смешивать в декоре интерьера стилистические атрибуты разных исторических эпох.

Баухауз

Существенным шагом в развитии теории и практики дизайна стало создание в Веймарской республике в результате объединения 25 апреля 1919 года Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства Высшей школы строительства и художественного конструирования (Staatliche Bauhaus). Школа «Баухауз», просуществовавшая в Германии с 1919 по 1933 год, сыграла в истории дизайна очень серьезную роль.

Теоретики и практики Баухауза выдвинули на первый план принцип единства формы и функционального назначения. Форма понималась как выражение конструктивных и функциональных свойств изделия. Студентов учили, что форма вторична по отношению к функциональности. Новый подход к эстетическим задачам производства потребительских товаров существенно повлиял на отмежевание дизайна от традиционного изобразительного искусства и архитектуры. Совместно с Институтом психологии Баухауз вела исследования на тему влияния цвета на психологическое состояние человека. Результатом этих исследований, кстати, стало появление обоев с размытым рисунком.

Преподавателей и студентов школы объединял новаторский подход к искусству. Многое из того, к чему мы привыкли в современном дизайне, – это результат работы, проделанной в Баухауз. В ее стенах работали многие знаменитые художники: Пауль Клее, Владимир Кандинский, Оскар Шлеммер. С 1930 года директором школы был Людвиг Мис ван дер Роэ.

Реалити-телевидение

Реалити-телевидение или реалити-шоу (от англ. reality— действительность, реальность) – это изобретенный в 1940–1950-е годы в США телевизионный жанр, сочетающий признаки развлекательной телевизионной передачи и онлайн-трансляции. Первоначально идея жанра предполагала отсутствие сценария, подачу материала в телеэфир с первого дубля, участие вместо профессиональных актеров простых людей, условия съемок, максимально приближенные к реальным. Считается, что события развиваются свободно, без заранее определённого сценария, в чем и состоит изюминка шоу.

Бум реалити-шоу в сочетании с широким распространением сети кабельного телевидения существенно повлиял на рост популярности услуг по оформлению интерьеров и дал развитие сопутствующим производственным отраслям. Интерьер утратил в сознании массового потребителя ауру недоступности и загадочности.
Энвайронментализм

Энвайронментализм – отрасль науки, исследующая отношения между человеческим сообществом и окружающей средой, которая играет важную роль и оказывает на человека существенное влияние. Концепция энвайронментализма возникла в середине XIX в. Энвайронменталист – это человек, убежденный в огромной по сравнению со свободной волей или генетикой роли окружающей среды в человеческой жизни. Однако во второй половине 20 в. толкование термина «энвайронментализм» расширилось: большое значение стали придавать крайней уязвимости окружающей среды и ее охране. Сегодня придается огромное значение экологической совместимости промышленных товаров.

Ориентация на охрану окружающей среды внесла изменения и в концепцию современного интерьера. Так называемый зеленый, или экологический, дизайн – это подход к дизайну интерьера, подразумевающий использование изделий и материалов, отвечающих определенным стандартам экологической безопасности. Стандарты экологической безопасности регламентируют состав сырья, производственный процесс (включая тип используемого энергоносителя, а также объем и состав промышленных отходов), долговечность выпускаемой продукции, способы утилизации вышедших из употребления изделий. Эта отрасль дизайна ориентирована одновременно на сохранение здоровой среды обитания человека и на сбережение природных ресурсов и защиту экосистемы Земли. В орбиту экологического дизайна попало и строительство: в рамках экологического дизайна ведется поиск изоляционных технологий, способных снизить расход электроэнергии, а также способов замены традиционных энергоносителей на солнечную энергию.

Поскольку современный человек все больше и больше превращается если не в «человека экологически разумного», то хотя бы в «человека экологически озабоченного», он старается для собственного интерьера подбирать материалы либо природного происхождения, либо экологически совместимые. Например, вернулась мода на линолеум, изготовленный из натуральных материалов, а популярность бамбука растет с каждым днем. Бамбук используют для отделки полов, стен, окон, для изготовления мебели и декоративных аксессуаров. Дизайнеры учитывают весь жизненный цикл каждого материала природного происхождения: от заготовки сырья и изготовления до использования и утилизации.


Ключевые фигуры новейшей истории дизайна

Говоря о ключевых моментах эволюции интерьера, нельзя забывать, что в этом процессе участвовали и конкретные люди. В истории дизайна было много людей, значение деятельности которых нельзя недооценивать. К сожалению, рамки статьи не позволяют перечислить все персоналии. Расскажем вкратце только о четырех основных теоретиках западной школы.

Чарльз Рени Макинтош

mackЧарльз Ренни Макинтош (Charles Rennie Mackintosh; 1868–1928 гг.) – шотландский архитектор, художник и дизайнер, родоначальник стиля модерн в Шотландии. Исповедует  принцип тотального дизайна, заключающийся в разработке единой концепции всего интерьера и экстерьера дома: от мебели, чайного сервиза и столовых приборов до архитектуры самого здания. За свой недолгий век Макинтош создал серию стульев, настольных часов, светильников, столов и каминов. В его интерьере доминирует геометрия, предметы конструктивны. Знаменит созданный им стул – с необыкновенно высокой решетчатой спинкой, трапециевидным сидением и прямыми ножками. Мебель и аксессуары по проектам Чарльза Ренни Макинтоша с успехом производятся и продаются до сих пор.



Фрэнк Ллойд Райт
rait
Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright, 18671959) – крупнейший архитектор в истории США. Оказал огромное влияние на развитие современной архитектуры и современного дизайна интерьера. Основоположник принципа органичной архитектуры – целостной, являющейся неотъемлемой частью среды, окружающей человека. Им была выдвинута идея непрерывности архитектурного пространства, противопоставляемая подчеркнутому выделению частей в архитектуре классической. Основанный на этой идее прием "свободного плана" вошел в число средств, используемых всеми течениями современного зодчества.

Интерьер дифференцировался лишь в зависимости от потребностей. Поверхность пола в доме рассматривалась как единое целое, разделяемое на функциональные зоны – столовую, кабинет, гостиную и проч. Райт придавал особое значение освещенности интерьера, особо подчеркивая, что помещения должны
быть расположены так, чтобы свет проникал в них с трех сторон.

Фрэнк Ллойд Райт известен еще и как страстный коллекционер японского искусства.

«Систер Пэриш» (Sister Parish)

Среди проектов декораторской компании «Систер Пэриш», по всей видимости, наибольшую известность получили интерьеры Белого дома, выполненные в 1960-е годы в период правления президента Кеннеди. Пэриш – элитарный нью-йоркский дизайнер с великолепным чувством цвета и стиля. Пэриш обожала встроенные мягкие кресла и диванчики, а также либеральный английский ситец (чинтс) и парчу. Ее пристрастием были крашеные стены, кровати с балдахинами и лоскутные одеяла.

Ле Корбюзье

korbuzНастоящее имя Шарль Эдуард Жаннере-Гри (фр. Charles Edouard Jeanneret-Gris), 1887–1965 гг., французский архитектор, живописец, дизайнер и теоретик архитектуры, внесший большой вклад в разработку концепции интернационального архитектурного стиля. Интернациональный стиль — ведущее направление модернистской архитектурной мысли периода 1930-60-х гг. Эстетика интернационального стиля требовала отказа от национальных культурных особенностей и исторического декора в пользу прямых линий и чистых геометрических форм, лёгких и гладких поверхностей из стекла и металла. Излюбленным материалом стал железобетон, в интерьерах ценились широкие открытые пространства. Это была архитектура индустриального общества, которая не скрывала своего утилитарного предназначения и способности экономить на «архитектурных излишествах». Неофициальным девизом движения был предложенный Мис ван дер Роэ парадокс: The less is more («чем меньше — тем больше»).

В современной технике и серийности индустриального строительства Ле Корбюзье видел основу обновления архитектуры, стремился эстетически выявить функционально оправданную структуру сооружения. Один из создателей современных течений архитектуры (рационализма, функционализма), применял плоские покрытия, ленточные окна, открытые опоры в нижних этажах зданий, свободную планировку (дом Центросоюза в Москве, 1928-35; жилой дом в Марселе, 1947-52). В 50–60-х гг. создавал большие городские ансамбли (Чандигарх в Индии, 1951015056), стремился к свободе и гибкости пространственно-пластической структуры здания (капелла в Роншане, 1950–53).
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...