Минималистское
направление в искусстве зародилось в 1950-х и продолжало активно
развиваться в шестидесятые и семидесятые годы прошлого века. Основная
идея минимализма – простота формы и содержания, нивелирующая
персональное самовыражение художника. Художник-минималист стремится дать
зрителю возможность острее прочувствовать композиционное решение
произведения, лишив композицию контекста и отвлекающих внимание деталей.
Дом Гете в Веймаре. Алтарь удачи
|
Первые
зачатки минимализма обнаруживаются уже в XVIII веке: в 1777 году Иоганн
Вольфганг Гете, величайший немецкий поэт, философ и художник, воздвиг в
саду своего летнего дома в Веймаре своеобразную (для XVIII века!)
скульптуру. Скульптура представляет собой «сферу – эмблему мобильности,
поддерживаемую кубом – эмблемой стабильности». Гёте назвал скульптуру
«Алтарём удачи», отдавая дань традиции изображать Фортуну в виде
«девочки на шаре» – непостоянной, стремительной, которую невозможно
удержать. Куб же всегда олицетворял устойчивость, прочность,
правильность. Замысел: добродетель, которую символизировал куб, должна
принять удачу-шар и удержать ее, благодаря своей идеально ровной
поверхности.
В
двадцатые годы XX века начало концептуальной разработке теории (и
практики) минимализма как взгляда на искусство было положено такими
художниками как Казимир Малевич и Марсель Дюшан.
Казимир
Малевич – русский художник-авангардист, создатель, главный
представитель и теоретик художественного направления, названного им
«супрематизм». Впервые в истории искусства Малевич представил самую
простую геометрическую фигуру – «Черный квадрат» – как самостоятельное
художественное произведение.
В
1920-е годы художник стремится обосновать супрематизм теоретически:
вначале в работе «О новых системах в искусстве» (1919) и более
обстоятельно в изданной им на немецком языке в Мюнхене книге
«Беспредметный мир» (1927).
В
первом труде вводится постулат, что все в природе и обществе стремится к
экономии, включая и творческую мысль человека. «Всякое мое действо
должно совершаться экономическим путем. Творческая мысль человека
убегает от путаных, может быть, красивых узорных сплетений и украшений к
простому экономическому выражению». [Казимир Малевич. О новых системах в
искусстве.] «Создание контрастов форм образует единое согласие тела
постройки». [Казимир Малевич. О новых системах в искусстве.]
В
«Беспредметном мире» и последующих работах Малевич развивает, по
существу, те же мысли, только более подробно. Принцип «экономии
энергетического действия» преобразовывается им в принцип покоя: все в
природе, в жизни стремится к покою. «Цель всех гармонических овладеваний
заключается в достижении покоя. Покой есть единственная необходимость
человека, необходимость беспредметная. Вечный покой был когда-то нарушен
и мир рассыпался на различия и теперь беснуется и идет вновь к миру
безразличному». [Казимир Малевич. В моем живописном опыте...]
В
работе «Беспредметный мир» Малевич дает и определение супрематизма
(слово супрематизм происходит от французского слова supreme, что
означает «высший») как преобладания «чистого» ощущения в изобразительном
искусстве, то есть такого ощущения, в котором ничего не осталось от
воздействия внешнего мира. Это ощущение, для которого «предметное само
по себе является безразличым; представление сознания – не имеющим
ценности».
«Черный
квадрат определил экономию, которую я ввел как пятую меру искусства».
[Казимир Малевич. Супрематизм. 34 рисунка.] «Квадрат стал элементом
выражения не только ощущений живописных, но и других, например ощущений
покоя, динамики, мистических и т.д.» [Казимир Малевич. Супрематизм.]
«Самое главное в супрематизме – два основания – энергии черного и
белого». [Казимир Малевич. Супрематизм. 34 рисунка.]
Анри-Робер-Марсель
Дюшан – франко-американский поэт, художник и шахматист, один из
величайших новаторов XX века, чьи радикальные идеи стали неиссякаемым
источником вдохновения для художников-авангардистов всех направлений, от
дадизма и сюрреализма до современного концептуального искусства.
В
молодости Дюшан увлекался физикой и математикой; в 1910–1911 гг. со
своими братьями и другими молодыми художниками организовал «Салон
золотого сечения». Целью этого художественного объединения было
исследование идеальных пропорций и золотого сечения, а также
математических основ искусства в целом. К 1913 году Дюшан оставляет
традиционную живопись и рисунок, чтобы заняться экспериментами в области
формы. С 1914 года он начинает выставлять свои рэдимэйды – предметы
утилитарного назначения, иногда измененные, представленные как
произведения искусства. Перемещая банальный предмет из его привычного
контекста в иной, абсолютно чуждый ему, дюшан превращает его в факт
искусства. Художник создал особый жанр «готовых» (ready-made) или
«найденных» объектов (found object). «Готовые вещи» Дюшана – скребок для
снега, вешалка для шляп, сушилка для бутылок и велосипедное колесо – были вызовом тому, что он считал напыщенным и пустым традиционным искусством.
Появление
редимейдов Дюшана спровоцировало в художественной среде дискуссию,
сутью которой было определение понятий «искусство» и «оригинальность».
Впоследствии идеи были развиты художниками поп-арта Энди Уорхолом и
Джаспером Джоном. По словам Дюшана, его цель заключалась в том, чтобы
перевести мысль зрителя в другую, более вербальную, плоскость. Сами по
себе предметы утилитарного назначения – «готовые» и «найденные» объекты –
не обладали эстетико-художественных свойствами. Только акт
сознательного выбора художника мог возвести их в ранг произведения
искусства.
Пожалуй, наиболее четко теоретические воззрения Дюшана можно проследить по его разрозненным заметкам, изданным в 1934 г.
под названием «Зеленый ящик». Заметки представляют собой обрывочное
изложение мыслей, родившихся в процессе работы над созданием одного из
самых известных произведений искусства XX века – композиции «Большое
стекло: Невеста, раздетая догола своими холостяками. Равновесие»
(1915–23). Основной вывод, который делает Дюшан: главная задача
искусства – создание не образа, а умозрительной, концептуальной, идеи.
Минимализм
роднит с концептуализмом то, что получаемый на выходе продукт
минималистского искусства служит производной от первичной, по сути,
идейной концепции. С другой стороны, беспристрастность и обезличенность
отношения сближают его с поп-артом (направлением современного искусства,
где в качестве изображаемых объектов используются узнаваемые образы
массовой культуры), а использование простых форм – с ленд-артом
(направлением, основанным на использовании природного ландшафта в
качестве художественного материала и объекта). Среди самых известных
художников-минималистов следует упомянуть Дэна Флавина, Карла Андре,
Дональда Джадда и Келли Элсворта.
Бум
минимализма начался в середине 1960-х. Минималистский дизайн 60-х годов
стал реакцией на пресыщение преобладающей в 50-х годах эклектикой и
помпезной роскошью элитарных интерьеров. На смену плюшевым занавескам,
фикусам, абажурам и обилию безделушек пришли гладкие плоскости стен,
стекло и пластик. Если в послевоенный период общество испытывало
потребность в домашнем уюте как в компенсации за лишения и голод
военного времени, то позже отказ от излишнего декора, стремление к
простоте форм и цвета стали проявлением оригинальности. К характерным
чертам минималистского искусства можно отнести использование
прямоугольных и кубических форм, промышленных материалов, нейтральных
поверхностей, равенство частей, повторение элементов.
Первой
компанией, распространившей минималистские тенденции в серийном
промышленном дизайне, была заподногерманская фирма Braun – производитель
электро- и аудио-визуального оборудования. Ее глава, Артур Браун,
целенаправленно набирал на работу дизайнеров, окончивших Высшую школу
оформительского искусства (Hochschule fur Gestaltung) в Ульме.
Выпускники этой школы – наследницы философии Баухауза – сделали
продукцию компании Braun символом пуристского дизайна. В 1964 году в
Нью-Йорке в Музее современного искусства прошла выставка изделий Braun,
которая окончательно утвердила торжество минималисткой эстетики в
серийном проектировании.
Современный минималистский интерьер
Если
вы обычный человек, каких большинство, скорее всего, вам сложно будет
сразу понять и принять ценности минималистского подхода к дизайну
интерьера. Не ведя соответствующий образ жизни и не имея
предрасположенности подчинять практику теории, сделать это не просто. В
отличие от других стилей и направлений дизайна, где декоративная форма
работает на создание определенного умонастроения и душевного состояния,
минимализм сам уже является умоностроением!
Зачастую
минимализм ошибочно воспринимают как обобщенный стиль современного
декоративного искусства и дизайна. Это не правильно. Минимализм как
явление намного шире. В частности, минималистский интерьер может быть
как современным, так и ретро. На самом деле минимализм – это
своеобразная манифестация системного мировоззрения, способ восприятия
окружающего мира в целом и личного пространства в частности.
На
практике минимализм в дизайне представляет собой концепцию
использования обтекаемых форм, геометрических пропорций, простой отделки
и нейтральной цветовой палитры. Основная цель такой схемы – избавиться
от засилия вычурных форм, присущих другим направлениям декоративного
искусства, в особенности ар-нуво, выдвинув на первый план
функциональность интерьера.
В
противоположность традиционному подходу к дизайну интерьера, основная
задача которого мыслится как «заполнение», или «декорирование»
пространства, минимализм ориентирован на «расчищение» и «высвобождение»,
что подразумевает сведение элементов интерьера к абсолютному минимуму,
который позволит ощущать пространство и наслаждаться им. В
минималистском интерьере угадывается непроходящая элегантность японских
интерьеров, воплощающих философию Дзен-буддизма, определяющей созерцание
и интуицию как основу просветления.
В
поствоенном мире минимализм в искусстве появился как выражение
философии «сам факт существования уже превращает любой объект в предмет
искусства». Постепенно подход к пониманию эстетики минимализма утратил
формальность, хотя и сегодня минималистский стиль предполагает в первую
очередь порядок. Смягчение требований расширило аудиторию приверженцев
минимализма. Эта декоративная форма всегда найдет последователей среди
тех, кто рассматривает свой дом как оазис порядка в мире хаоса и суеты.
В
основу большинства современных минималистских интерьеров положены идеи
синтеза искусства и техники в условиях примата функциональности перед
формой, пропагандировавшиеся в предвоенной Германии веймарской Высшей
школой строительства и художественного конструирования «Баухауз»
(1919–1933 гг.). Согласно этой концепции здания, интерьеры и
инфраструктура должны формироваться как единая среда, строго
соответствовать бытовому и производственному назначению и совместно
создаваться инженерами и художниками в соответствии с социальными,
техническими и эстетическими требованиями времени. Орнаментальность и
декор полностью отвергались, поскольку считалось, что все элементы среды
должны быть эстетически полноценными по своей сути, а не за счет
украшений.
Кроме
того, в простых линиях и намеренно свободных пространствах современных
минималистских домов прослеживается влияние японской эстетики.
Основополагающий принцип минимализма – «Чем меньше, тем больше» –
основной акцент интерьера перекладывает на форму и конструкцию базовых
поверхностей помещения. Главными элементами дизайна становятся стены,
полы, простые поверхности, игра света, а необходимость их отделки и
декорирования исключается.
Будучи
скорее мировоззрением, чем просто стилем интерьера, минимализм диктует
своим приверженцам определенный образ жизни. Главная его характеристика –
«антибеспорядочность». Требуется полностью изгнать «хлам» из дома или,
по крайней мере, спрятать так, чтобы его не было видно. Понятно, что
минималистскую эстетику не оценят тезавраторы, коллекционеры или люди,
которые не умеют поддерживать порядок. Зато она отлично подойдет тем,
кто обожает, чтобы «все лежал на своих местах». Наличие в доме хорошей
кладовки, пожалуй, можно считать первой предпосылкой к возможности
встать на путь превращения интерьера в минималистский и создать иллюзию
увеличения внутреннего пространства.
С чего начать?
Минимализм
интерьера совсем не означает, что из дома нужно убрать вообще все. Это
значит, что каждая вещь в доме должна выполнять какую-либо определенную
функцию. С эстетической точки зрения это означает, например, что,
сократив количество разделительных перегородок, или внутренних стен, в
доме и открыв планы этажей, вы подчеркнете выразительность ограждающих
конструкций здания (то есть стен и кровли). Перепланировка не всегда
может входить в ваши планы, но если в доме есть пространство, открытость
которого годится для минималистского интерьера, считайте, что у вас
есть фора. Если же такого пространства нет, вам придется создать иллюзию
и атмосферу минимализма, использовав для этого те средства, которыми вы
располагаете – перспективу, чистые линии, порядок, отсутствие
безделушек и, советуем, «пробрасаться» побыстрее ненужными вещами.
Декоратор-минималист
скорее всего скажет вам, что вы должны стермиться создать что-то вроде
декоративной «пустоши», но ваша цель – создать пространство, в котором
вам будет удобно жить. Результат может получиться вполне стоящим и,
вполне возможно, понравится не только вам, но и декораторам, которых вы
позовете на него полюбоваться. Давно известно, что, чем жизнь проще, тем
она приятнее и спокойнее. Разве такая игра не стоит свеч?
Цвет
Цвета
должно быть как можно меньше. Забудьте все, что вы знаете или слышали
об использовании цвета в декорировании. В минималистском интерьере не
ставится задача создать драматический эффект при помощи воздействия
активных цветов. Стены должны быть разбеленных пастельных тонов,
например: холодный зеленовато-голубой, оттенки зеленого, коралловый.
Превалировать в интерьере должен чисто белый. Такая, обладающая высокой
отражательной способностью, нейтральная палитра позволит свету выполнить
наложенные на него обязанности. Функция цвета – сконцентрировать
внимание на нужных элементах, создать контрасты либо тонко связать
воедино разные архитектурные формы. Белый цвет, во множестве его
инвариаций, задает фон типа «чистый холст» и помогает оптически
расширить пространство.
Когда
на гладких белых стенах отражается игра солнечных лучей, вам кажется,
что помещение больше. В отсутствии цвета, в роли инструмента для
создания интересных визуальных эффектов выступает свет, который
выделяет, подсвечивает, нужные участки и образует тени, подчеркивающие
формы поверхностей. Архитектурные особенности становятся более заметны, и
упор делается на то, чтобы сакцентировать внимание на элементах
интерьера.
Естественное освещение часто пропускается через фильтрующие экраны, жалюзи или деревья.
Поменьше текстуры
Помните
об этом! В одном опубликованном исследовании сегмента рынка
недвижимости, в который входят покупатели кондоминимумов, упоминался
такой факт: оказывается, для людей, любимым декоративным элементом
которых раньше была текстурированная отделка, главным фактором,
определившим выбор ими минималистского интерьера в новой квартире, стало
полное отсутствие материалов с текстурным рисунком.
Текстура
– это то, что может свести на нет продуманную изысканность и
философский подтекст минималистского интерьера. Большинство тканей и
отделочных материалов должны иметь глянцевый блеск и гладкую но мягкую
фактуру. Тканевых зановесок на окнах быть не должно. Ни в коем случе
нельзя также уменьшать площадь окон. Лучше всего использовать
расположенные под углом 90 градусов заштукатуренные угловые накладки.
Настил пола выполняют из соединенных встых деревянных планок. Пол должен
выглядеть безукоризненногладким и блестящим. Плинтус должен иметь
прямой профиль, поскольку его функция – закрыть собой стыки стен и пола,
а не привлечь внимание декоративным контуром. Кухонная мебель
лакируется, а столешницы отделываются под шлифованный гранит.
Текстура
должна появляться только там, где этого требует функциональное
назначение предмета. Приходят на ум только клетчатые шотландские пледы и
кожаная мебельная обивка с зернистым рисунком.
Назначение, форма и функция мебели, техники и аксессуаров
Дайте потоку пространства и света стать украшением вашего дома, не заполняйте комнаты мешающими их восприятию орнаментами.
Целомудренная
простота – вот на чем должны вы сосредоточиться. Поменьше ненужных
деталей! Коллекция настенных постеров и репродукций не нужна, однако
один или два выразительных рисунка не разрушат архитектурное решение
вашей комнаты. Стремитесь к ярким геометрическим формам и ассиметрии.
Хромированная мебель станет смотреться интереснее, если где-нибудь в
комнате поставить одну безделушку в форме тяжелого хромированного шара.
Количество
предметов мебели следует свести к минимуму. Мебель не должна иметь
витиеватых украшений и не должна быть громоздкой. С другой стороны, нет
необходимости жертвовать комфортом воимя стиля. Удобные и красивые софа
или кресло обеспечат вам и то и другое.
Сегодня
минималистская эстетика распространяется не только на дизайн мебели, но
и на множество других бытовых предметов. Четкие линии дизайна
современной электронной бытовой техники в полной мере соотвествуют
минималистским тенденциям. Холодильник предпочтительно встроить в
кухонный шкаф. Телевизоры и другая цифровая техника тоже может быть
встроенной – никакая техника, даже самая элегантная, не добавит
минималистского вида интерьеру комнаты или кухни! Ну а если уж вы
приобрели вашу электронику только из-за ее эксклюзивного и сверхмодного
дизайна, расставьте ее на виду, пусть она станет неким дополнительным
художественным элементом, иллюстрирующим двойственную природу критериев
функциональности.
Будьте
избирательны – цените пространство! Формы вашей любимой мебели можно
оценить по достойнству, только при том условии, что в комнате достаточно
места, чтобы их разглядеть. Будьте дисциплинированы, и предметы,
которыми вы хотите любоваться, не потеряются в переполненном вещами
доме.
Основное правило – сдержаность.
Но это не значит, что минимализм – это только холод и стерильность.
Всегда можно найти способ привнести в интерьер индивидуальность, цвет и
экспрессию, а главное – комфорт! Не стоит забывать о том, что для
помещений, где много необработанных и строгих по форме поверхностей,
очень важны хорошее отопление и теплое освещение.
Ну
что, теперь вы поняли?! Превратить в оплот минимализма можно любой дом,
даже тот, который не был спроектирован модным
арихитектором-минималистом.