среда, 21 марта 2012 г.

Стены как элемент декора

Отделка стен – один из основных элементов декора. Очевидно, что ни один мебельный гарнитур, независимо от того, насколько он красив или стилен, сам по себе не составит удачный интерьер до тех пор, пока под стать ему не будут оформлены стены.
Стены вместе с обрамляющими их потолками и полами составляют каркас комнаты; к этому могут быть добавлены оконные ставни и занавески, а также двери или драпировки. Все эти элементы так тесно взаимосвязаны друг с другом в любом стиле интерьера, что ни одна из составляющих не может быть выбрана отдельно, без учета остальных. Нельзя также принимать решение о варианте отделки каркаса комнаты безотносительно ее будущего содержимого – мебели, особенно это касается фактуры и расцветки обивки, и других второстепенных бытовых предметов и декоративных аксессуаров.
Как следует из названия статьи, стены в интерьере могут выполнять функцию декоративного элемента, а могут выступать в роли простого, но, вместе с тем, адекватного и эстетичного фона. Помещения с очень большой кубатурой, такие как бальные и залы и салоны парадных особняков и общественных зданий, требуют богатой художественной отделки (для этого, например, подойдет стилистика итальянского Ренессанса, или стили Адама, Людовика XV или Людовика XVI). Тогда как менее внушительные покои часто выигрывают, если объем их декорирования тщательно взвешен и продуман. В частности, в небольших домах и квартирах орнаментальные украшения допустимы в гостиных, тогда как в комнатах личного пользования они, скорее всего, не будут смотреться гармонично, здесь предпочтительнее выбрать стиль модерн. С другой стороны, иногда декоратору проще и полезнее рассматривать стены просто в качестве фона.
Перед тем, как приступать к покраске стен или к наклеиванию обоев, не лишним будет ознакомиться с другими способами отделки стен.
Панельная обшивка
Для каждого исторического периода был характерен свой стиль оформления панелей, которому соответствовал и подобающий декор потолка, поэтому, если ваша цель – интерьер, стилизованный под определенную эпоху, в отделке необходимо скрупулезно следовать стилю выбранной эпохи. Правда, современные дизайнеры-декораторы разработали много новых приемов, о применении которых можно будет подумать после того, как генеральное направление в отделке будет окончательно выбрано. Тут нужно подчеркнуть, что панельная обшивка, хотя и может выполнять декоративную функцию, но, по сути дела, скорее имеет фоновую природу. Если стены комнаты обшиты панелями, то без стеснения можно использовать мебель с яркой или узорной обивкой, которая создаст контраст обычно не слишком богатым орнаментальными украшениями панелям. В XVIII веке в Англии и в Америке стенные панели не всегда были белыми, их часто красили в такие тона, как кремовый, бледно-зеленый, цвет морской волны, серый или шоколадный. При этом деревянные панели украшали резьбой, которую могли золотить либо целиком, либо только изнутри.
Нельзя не упомянуть о панелях с расписными вставками. Особого внимания заслуживает метод обшивки стен резными деревянными планками. Технология достаточно проста и не слишком дорога, однако дает прекрасный визуальный эффект. В гостиных, столовых и будуарах деревянные панели можно обтянуть тканью, например, дамастом или муаровым шелком, либо бумажными обоями, например с японскими орнаментами.
Такой вид отделки дает отличную возможность проявить вкус и изобретательность: гладкая или текстурированная золоченая японская бумага будет отлично смотреться вместе с темно-кремовыми панелями, а серебристая – с серыми или серовато-белыми; на дверной притолоке, например, можно выполнить орнаментальную или цветочную роспись.
К концу XVIII века панельная обшивка стен фактически свелась к обшивке цоколей (а, в конце концов, от нее остались только карнизы и плинтусы). Оставшуюся часть стены штукатурили и либо оставляли белой, либо красили в кремовые, серые или светло-зеленые тона. Позднее, стены начали также обтягивать тканью. Кроме того, как раз в этот период в моду вошли бумажные обои. Бумажные обои могли быть монохромными либо полихромными, использовалась также, как упоминалось выше, золотистая и серебристая бумага.
Комбинированная отделка
У хороших декораторов иногда так удачно получается сочетать в отделке интерьера дерево или другие природные материалы со штукатуркой, что полученный результат по право можно выделить отдельно. Назовем его – комбинированная отделка. Деревянная часть интерьера обычно представлена обшивкой каминного уголка, встроенной мебелью, балочными потолочными перекрытиями и проч. Обычно при использовании таких деревянных деталей стены красятся белой краской или разбеленными оттенками других цветов либо, наоборот, одним насыщенным цветом – комплементарным или аналоговым по отношению к цвету деревянной обшивки.
Кроме дерева, для комбинированной отделки в сочетании со штукатуркой используют камень, кирпич или кафельную плитку. Каждый из перечисленных вариантов имеет свою сферу применения.
Каменная или кирпичная облицовка, штукатурка и специальные виды отделки
В больших домах соответствующего архитектурного типа стены холлов, лестничных маршей и других мест общего пользования часто облицовывают тесаным камнем. Иногда так отделывают и некоторые студии или жилые комнаты, если это предполагает концепция интерьера. Для облицовки парадных комнат и залов может быть выбран также мрамор – белый, с прожилками или цветной. Распространен такой вариант отделки, когда мрамором или камнем облицовывают только нижнюю часть стены – высокий цоколь – а верхняя часть стены тонируется разбеленной краской (например, белый мрамор и бледно-зелено-серая штукатурка) или декорируется. Конечно, некоторая грубость и текстурность каменной стены придает интерьеру неформальность, но (специально для писателей!), имейте в виду: стены, облицованные булыжником (иногда так любят украсить «уютный» уголок у камина!) жутковато будут смотреться даже в тюрьме.
Облицовка стен бетонными блоками, покрытыми известковым раствором, – вполне удачный способ, затратив не очень много средств, придать стене хотя и менее изысканный, но вполне привлекательный вид. Лучшего фона для изящной итальянской мебели не подберешь! А потолки с поперечными балками и розетками на пересечениях создают эффект необычного и продуманного архитектурного решения. В этом случае полихромная роспись розеток придаст отделке дополнительную декоративность.
Кирпичные стены хороши для солярия или других помещений неформального назначения. Очень привлекательно смотрится кирпичная отделка в сочетании с грубой штукатурной наброской в верхней половине стены.
Кафель, при условии, что он удачно подобран, тоже хорошо подходит для отделки, как сам по себе, так и в сочетании со штукатуркой.
Заштукатуренные стены – это едва ли ни самый практичный из имеющихся в нашем распоряжении вариантов отделки внутренних поверхностей зданий. Вариантов и техник штукатурной отделки очень много. Штукатурка с песчаной посыпкой, либо естественного цвета, либо слегка тонированная краской, выглядит прекрасно, особенно в больших комнатах, например в столовых. Хотя, на первый взгляд, может показаться, что такие стены не отличаются особой индивидуальностью и красотой, они служат великолепным фоном для богато украшенной резьбой мебели благородных пропорций и драпировок из гобеленов и парчи. Применение техники штукатурки с песчаной посыпкой для отделки интерьеров в эпоху Ренессанса само по себе уже можно считать подтверждением ее достоинств. В это же время использовалась и штукатурная отделка с более гладкой фактурой, которую мы часто можем встретить и сегодня. Такую фактуру штукатурки лучше сочетать с декоративными элементами, например с орнаментальными бордюрами и фризами или с лепниной на потолке, иначе комната будет смотреться слишком однообразно и просто.
Белые и однотонные стены
В старом датском колониальном доме, крыша которого по традиции упиралась в склон холма, отделка внутренних стен очень хорошо передавала колорит времени. Позднее, когда дома стали переходить к другим владельцам, покупатели, обладавшие здравым смыслом, освежая отделку дома, старались сохранить аутентичную антикварность интерьера: они белили стены, вешали простые белые занавески и обставляли дом изящной старинной мебелью из красного дерева – результат получался – лучше не придумаешь.
Покраска стен белилами или масляной краской во многом сходна с отделкой, описанной в предыдущей главе – и тот и другой способы придают помещению вид простоты и просторности.
В сравнении с обоями, которые будут более подробно рассмотрены ниже, покраска стен имеет свои преимущества. Крашеные стены более гигиеничны, особенно при сопоставлении со стенами, на которые в несколько слоев наклеены обои, один слой поверх другого. При покраске всегда можно смешать нужный колер, тогда как точно подобрать желаемый тон обоев не всегда получается. Кроме того, красить можно только надлежащим образом подготовленную и выровненную стену, а обои не столь требовательны, поэтому при наклейке обоев стену далеко не всегда приводят в порядок. Простая крашеная стена в сочетании с правильно подобранными картинами и симпатичной мебелью обладает большим очарованием.
Что такое и кому нужны декоративные стены?
wall_2Заголовок этой главки вплотную подводит нас к обсуждению заявленной в начале статьи проблемы: должны ли мы рассматривать и, соответственно, оформлять стены как ФОН или как ДЕКОРАТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ. Мастера позднего итальянского Ренессанса и некоторых последующих периодов, смело использовавшие яркие цветовые решения интерьеров и в изобилии украшавшие стены, потолки, полы, драпировки и мебель декоративными орнаментами, отлично умели при всем этом сохранять гармонию и идеальные пропорции интерьера. Почему бы и современным художникам-декораторам не овладеть этим искусством? Конечно, едва ли нужно специально оговаривать, что такой подход требует глубоких знаний, фантазии и безукоризненного вкуса.
Если в интерьере используются орнаментальные детали, следует тщательно избегать общей перегруженности композиции. Главный принцип: орнамент требует снижающего контраста с гладкой фактурой поверхностей; интенсивный цвет – снижения нейтральными тонами. Очевидно, что, если в одном месте мы используем орнамент, то где-то в другом месте обязательно должны присутствовать простота и спокойствие, а где уж им быть – решать нам.
Сразу же нужно отметить, что простор и перспектива работают на облегчение композиции, поэтому в отделке больших, не перегруженных мебелью, комнат можно использовать больше орнаментальных украшений и более насыщенные цвета, в отличие от маленьких и заполненных мебелью помещений.
Чем проще и скуднее обстановка комнаты, тем большую декоративность следует придавать стенам, чтобы интерьер не выглядел бедным. Напротив, если в комнате много витиеватой мебели, драпировок и безделушек, пусть стены останутся просто фоном. Если ваши стены, и особенно потолок, богато декорированы, пол должен быть спокойным, а обивка мебели и драпировки не должны иметь навязчивого рисунка и ярких цветовых контрастов. Стены могут оставаться декоративными, но не концентрировать на себе все внимание, для этого использованный в украшении стен орнамент и цвета должны присутствовать еще где-нибудь, например, в обивке мебели.
Как уже говорилось выше, стены с панельной обшивкой можно сделать в большей или в меньшей степени декоративными, украсив панели резными или инкрустированными вставками и росписью. Вставки могут выполняться из ткани или из специальной дизайнерской бумаги (например, золотистой или серебристой японской бумаги). Резьбу можно позолотить.
Тусклые стены оживит цокольная панельная обшивка, например с декоративным бордюром.
Иногда по деревянной обшивке на шестьдесят–девяносто сантиметров ниже потолка рисуется либо наносится по трафарету декоративный орнаментальный фриз. Орнамент на фризе может быть и лепным.
Допустимо, чтобы линейный орнамент окаймлял стену со всех сторон, либо располагался только вдоль вертикальных границ стены.
Можно также целиком обить стены изящной тканью, узорчатыми обоями или декоративной кожей.
Степень использования в отделке стен орнамента и цвета прямо пропорциональна обилию декоративных элементов в отделке других поверхностей. Общая композиция интерьера должна быть продумана и взвешена до мелочей. Например, панельная обшивка цвета слоновой кости со вставкой из дамастной ткани розового, голубого, светло-зеленого или золотистого цвета послужит прекрасным фоном для столовой, обставленной мебельным гарнитуром в стиле шератон или «Людовик XVI» с обивкой того же цвета, что и вставки панелей.
Обои
По поводу обоев общие рекомендации будут следующими: белые, природные, мягкие или светлые тона обоев являются самыми практичными, поскольку такие цвета:
1) помогают объединить все помещения дома или квартиры одним композиционным решением;
2) обеспечивают свободу в выборе совершенно разных по цвету аксессуаров;
3) обладают способностью успокаивать нервную систему и благотворно влияют на психологическое и физическое состояние человека.
Тем не менее, не следует забывать, что интерьер, в первую очередь, должен соответствовать общему назначению помещения. В стоящих на открытой местности домах, или в квартирах, расположенных на верхних этажах, куда попадает много света, и где не желательно вешать тяжелые темные гардины, лучше наклеить более темные обои. Такие обои, с одной стороны, придадут интерьеру глубину, а, с другой, дадут глазам отдых. Рекомендуется выбирать естественные оттенки средней насыщенности.
Пожалуй, ни один отделочный материал не может сравниться с обоями по степени «дьявольски» изощренной изобретательности и активности его дизайнеров и производителей. Любой привычный нам магазин, торгующий обоями, выглядит как «музей страха», девяносто из ста предлагаемых товаров которого нельзя покупать ни при каких обстоятельствах. Но, даже в таком магазине можно, поискав, подобрать себе что-нибудь простое и симпатичное, а некоторые фирменные магазины предлагают вниманию покупателей очень даже красивые и изысканные обои.
При выборе обоев каждый раз задавайте себе четыре принципиальных вопроса:
I) красивы ли эти обои сами по себе?
II) будут ли они смотреться на стене?
III) соответствуют ли эти обои назначению моей комнаты?
IV) будут ли они гармонично сочетаться с планировкой и размером комнаты, а также с цветом и узором мебельной обивки?
По поводу расцветки обоев можно дать несколько рекомендаций.
Обои в полоску. Вертикальная полоска визуально увеличивает высоту потолка, что иногда бывает существенно для комнат с низкими потолками. Обои в узкую полоску кремово-белого и серого цветов очень практичны и придают комнате вид элегантной скромности. Такие обои подойдут практически для любого помещения, кроме, быть может, столовой.
Беспроигрышный выбор – двойная разнотекстурная полоска. Например, гладкая однотонная полоса соседствует с полосой, имеющей шелковую, парчовую, муаровую или узорчатую текстуру.
Встречаются полосатые расцветки, когда рядом соседствуют два тона одного цвета или даже два оттенка, отличающиеся только процентным содержанием белил. И в этом случае текстура полосок тоже бывает разной.
Используя полосатые обои, важно обращать внимание на то, чтобы выбранный тип полоски соответствовал пропорциям и размеру комнаты. Следует помнить, что если тон или текстура чередующихся полос не слишком разнятся, полоски должны быть шире. Чем сильнее контраст между полосками, тем уже они должны быть.
Обои под парчу. Обои, текстура которых имитирует парчовую ткань, выглядят очень хорошо, особенно в пепельно-розовых и кремовых оттенкая. Текстура таких обоев заметна только на тех участках стены, куда свет падает под определенным углом. Поэтому рисунок не утомляет глаз, но делает интерьер интереснее и изысканнее.
Обои с «кристаллической» текстурой. Выпускаются обои охристых, сероватых либо светлых тонов, рубчик на которых расположен по диагонали. Игра света создает оптический эффект кристаллического узора. Обои хорошо смотрятся и не надоедают. Направление линий текстуры не имеет значения. Общее правило: неправильно располагать рисунок со смещением по отношению к перпендикулярам и горизонталям комнаты.
Однотонные обои. Если желательно, чтобы стена была однотонной, следует выбирать мягкие на ощупь обои, по фактуре напоминающие войлок. Однако такие обои светлых оттенков выглядят безлико, и иногда стену лучше просто покрасить светлой краской.
Обои с точечным рисунком. Точечный рисунок имитирует технику покраски стены «обрызгом», когда стена, покрашенная базовым слоем краски одного цвета, обрызгивается сверху несколькими красками других цветов. Большинство обоев такого типа смотрятся хорошо. Однако такие обои сложно стыковать, так как полоски обоев тяжело подобрать друг к другу по рисунку. Часто декораторы сами подкрашивают такие обои водоэмульсионной краской, нанося текстуру при помощи губки. Но неопытному человеку хорошо выполнить такую работу сложно, поэтому самостоятельно этого лучше не делать.
Структурные (фактурные) обои. К этой группе можно отнести несколько типов обоев. Все они в той или иной степени по оптическим свойствам похожи на однотонные обои. Структурные обои имитируют текстуру штукатурки или камня; они оживляют монотонный интерьер и придают ему глубину. Следует сказать, что обои «под натуральные материалы» смотрятся лучше, чем искусственная имитация таких материалов, поскольку они не выглядят откровенно дешево.
В продаже имеются также обои с песчаной посыпкой, которые создают приблизительно тот же эффект, что и аналогично обработанная штукатурка.
Золотистые или серебристые обои. Обои, целиком покрытые золотой или серебряной краской, могут быть как гладкими, так и иметь тиснение. Такие обои смотрятся дорого и респектабельно.
Искры и мелкий узор. Мелкие узоры, похожие на искры или состоящие из повторяющихся композиций снежинок, треугольников и штрихов различной формы приятны для глаз. Обои с такой расцветкой отлично подходят для спальни.
Медальоны. Обои с такой расцветкой лучше не использовать – если в комнате с такими обоями положить больного, он начнет пересчитывать медальоны до тех пор, пока не впадет в полнейшее отчаяние. Известен случай, когда вполне здоровый человек, комната которого была обклеена дорогущими обоями в медальонах, не с того не с сего заменил их на самые дешевые обои в мелкую крапинку, чем, в результате, остался страшно доволен.
Обои с лиственным рисунком. Бледные обои с лиственным узором надоедают меньше, чем фотообои с пейзажами, но и при их выборе стоит крепко подумать.
Обои цветочных расцветок. Обои в мелкий цветочек сероватых, кремовых или других пастельных тонов очаровательно смотрятся в спальнях, а также над белым или разбеленным цоколем. А вот будуары с красными розами или цветущими садами на стенах – первый признак того, что хозяину квартиры еще только предстоит познакомиться с азами декорирования интерьеров.
Потолки
Как известно, стены должны быть светлее пола, а потолок должен быть, светлее стен. Если потолок покрашен тем же цветом, что и стены, но имеет более светлый оттенок, он смотрится как продолжение стен. Если в отделке стен использованы два тона, например обои в кремовую и серую полоску, потолок должен быть покрашен более светлым из двух тонов. В нашем варианте – кремовой краской (к счастью, она еще и более теплая).
Иногда самое удачное решение – обклеить потолок специальными потолочными обоями. В большинстве случаев лучше всего смотрится простая элегантная однотонная бумага. Но если потолок в плохом состоянии, лучше взять бумагу с мелким узором или в точечку.
Если потолок в вашем доме имеет поперечные балки, обклеивать бумагой следует только пространство между балками.
Потолки, отделанные известковой, цементной или композитной штукатуркой, смотрятся хорошо при условии, что они хорошо спроектированы, а готовые литые лепные украшения можно приобрести в магазинах. Лепной орнамент должен гармонировать с выбранным стилем интерьера, в частности с мебельным стилем, и принадлежать к тому же историческому периоду. Кроме того, нужно обращать внимание на то, чтобы масштаб орнамента не нарушал пропорций комнаты.
Если стены белого цвета, потолок можно оставить белым, но в остальных случаях белую краску для потолка следует слегка оттенить краской в тон стен.
Потолочные бордюры
Многие люди однозначно уверены в том, что потолочный бордюр – это декоративная необходимость. Это совсем не соответствует действительности, поэтому прежде, чем их использовать, стоит хорошо подумать, какую функциональную нагрузку они будут нести в вашем интерьере. Если бордюры все-таки используются, их нужно делать правильно: в обычной комнате ширина потолочного бордюра не должна превышать 10 сантиметров, и их кромка должна быть ровной. Бордюр с фигурной кромкой нарушает архитектурные пропорции комнаты. В комнатах с неформальным интерьером потолочные бордюры могут акцентировать внимание на доминирующем цвете стен, однако в большинстве случаев особой необходимости в четкой демаркационной линии между потолком и стенами нет. Если вы чувствуете, что ваш потолок требует более интересной отделки, лучше используйте просто лепной карниз. Подчеркнуть потолок можно также при помощи рельсов для подвеса картин, установленного вдоль нижней границы потолка. Рельс следует подвешивать так, чтобы на него можно было надеть крючки подвеса.
Послесловие: в защиту белого
Существует теория, что белые стены слишком сильно контрастируют с мебелью: например, считается, что сочетание мебели под цвет красного дерева с ярко белыми стенами комнаты неприемлемо. По этой же причине остракизму подвергались и однотонно белые занавески.
Прежде всего, нужно учитывать, что белые стены воспринимаются как мертвые только в пустой комнате. Как только надлежащим образом затемняются окна, вешаются занавески, расставляется мебель и разные безделушки, от белого цвета не остается ничего, кроме света, теней и полутонов, переходящих в серый цвет.
Фактически, в любой комнате с деревянной мебелью, цветной мебельной обивкой, цветными пледами, драпировками, занавесками, подушками и другими аксессуарами преломление цветов на белой стене превращает белую стену в стену цвета тонов содержимого комнаты. Вы не ощущаете преломления цветов, но это не значит, что его нет.
По аналогии можно утверждать, что белые занавески перестают быть белыми, как только вы их повесили на окна. Мы знаем, как живописцы жанровой школы любили изображать белые занавески. Неужели вы думаете, что им бы нравилось это делать, если бы для изображения таких занавесок требовались бы только чистые белила? Отнюдь! Художники получали удовольствие от игры утонченных желтых, голубых, розовых и фиолетово-серых тонов, из которых состоял «белый» цвет задрапированной в складки ткани.
Придерживаться принципов, конечно, стоит, но давайте тогда выводить эти принципы из фактов. Бесспорно, между темной мебелью и белыми стенами существует контраст, и достаточно сильный, но вся наша жизнь тоже построена на контрастах. А может быть, не стоит так старательно избавляться от остроты ощущений и лишать жизнь изюминки?
Единственное, что можно сказать точно – белый цвет символизирует чистоту и благородство и благотворно влияет на состояние нервной системы. Кроме того, белые стены гигиеничны, поскольку чтобы оставаться белыми, они должны быть чистыми.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...